Репрессии 1920−1950-х годов вычеркнули жизни сотен беларуских литераторов и культурных деятелей. Их приговаривали к расстрелам и высылкам. Государственный литературный музей Янки Купалы во время работы над выставкой «Страчаныя абліччы» обратил внимание, как беларусы пропадали с фотоснимков и книг.

Фото предоставлены государственным литературным музеем Янки Купалы

 

Выставка «Страчаныя абліччы» посвящена беларуским литераторам и культурным деятелям, которые пострадали от репрессий, она уже несколько недель проходит в литературном музее Янки Купалы. Среди экспонатов — снимок 1913 года, с премьеры пьесы «Павлинка» в Санкт-Петербурге.

— На гэтым фотаздымку ёсць многія нашыя дзеячы: Янка Купала, Паўліна Мядзёлка, Браніслаў Тарашкевіч, многія ішныя. Яшчэ там ёсць зацёртае аблічча Аркадзя Смоліча — географа, вядомага дзеяча з беларускага руху, — рассказывает сотрудник музея, куратор выставки Павел Королев. — Хтосьці, у чыёй уласнасці было гэтае фота, акуратненька зацёр Аркадзя Смоліча пасля арыштаў. Калі ты знаходзішся на адным здымку з тым, каго арыштавалі, гэта можа быць і з табой. Былі разам на фота — прычына лічыць, што вы знаёмыя.

Затертое место на снимке 1913 года. Здесь стоял Аркадий Смолич

 

В распоряжении музея есть и такой же снимок, попавший из другого источника. Там лицо Аркадия Смолича не затерто.

Такое же фото, но Аркадий Смолич не затерт

 

Аркадий Смолич — крупный специалист в географии экономики, картографии. Один из инициаторов объявления БНР. В советское время его репрессировали несколько раз. Летом 1930 года он в числе сотни беларуских ученых, писателей был арестован по сфабрикованному делу «Союза освобождения Беларуси». Ученого сослали на 5 лет в Сибирь. В 1937 году снова арестовали, расстреляли летом 1938 года в омской тюрьме.

По одному из приговоров Аркадия Смолича реабилитировали в 1957 году, по другому — только в 1988.

Павел Королев отмечает, что в страхе затирали не только изображения на фотографиях, но и вычеркивали имена из книг.

— Ёсць кніжка — «Выпісы з беларускай літаратуры». Літаратурны крытык Уладзіслаў Чаржынскі выдаў яе ў 1929 годзе. А ў 1930-м пачаліся арышты. І ён пачынае кніжку перапрацоўваць, бо ёй нельга карыстацца. Акуратненька алоўкам зацірае прозвішчы арыштаваных: Максім Гарэцкі, Усевалад Ігнатоўскі, Язэп Лёсік і іншыя… Гэтая кніга захоўваецца ў музейных фондах, але зараз яе можна паглядзець на выставе.

Еще один яркий пример утраченных образов можно будет посмотреть в том же музее позже, на выставке, посвященной латвийскому поэту и общественному деятелю Яну Райнису.

Правда, тут уже неугодных писателей вычеркивала идеология. На помощь приходил виртуозный монтаж.

На оригинальном снимке — девять писателей. Фотографию сделали в 1929 году, на конференции по языкознанию, на которую приехал Ян Райнис.

Оригинал снимка 1929 года. Девять писателей и культурных деятелей. В нижнем ряду слева направо: Змитрок Бядуля, Ян Райнис, Янка Купала, Кондрат Крапива. В верхнем ряду слева направо: Язэп Пуща, Адам Бабареко, Владимир Дубовка, Петр Глебка, Кузьма Черный.

 

Выяснилось, что у снимка в советские годы появилось несколько редакций. Вот версия, на которой больше нет прозаика и драматурга Адама Бабареко (второй слева в верхнем ряду на оригинале). Чтобы на снимке не образовалось подозрительного пустого места, на место Бабареко переставили Язэпа Пущу.

Оригинал претерпел изменения. Те же люди, что и на предыдущем кадре, но без Адама Бабареко. На его место сдвинули Язэпа Пущу.

 

Адам Бабареко был среди арестованных в июле 1930 года, осужден и выслан в 1931 г., повторно арестован в 1937 году. В феврале 1938 года «тройка» по Кировской области приговорила его к 10 годам лагерей. Умер в ссылке, в лагерной больнице в октябре 1938 года. Реабилитировали литератора в 1957 году.

Этот вариант снимка был опубликован в альбоме «Янка Купала. Жыццё і творчасць», в 1959 году, уже после смерти Сталина. Однако неясно, когда именно был сделан монтаж, отмечает Павел Королев — возможно, намного раньше.

Но этим дело не закончилось. Павел Королев показывает третий снимок, из архива беларуского поэта Сергея Понизника. Оригинальную фотографию основательно перекроили. Здесь уже нет трех человек из девяти.

Нет Адама Бабареко, Язэпа Пущи, Владимира Дубовки. Петра Глебку, Кондрата Крапиву, Кузьму Черного вырезали и расположили на других местах.

На фото после второй редакции из девяти человек осталось только шесть

 

Литератор Владимир Дубовка провел в ссылках несколько десятилетий, но ему посчастливилось дожить до реабилитации в 1957 году. Поэт, организатор литературных объединений «Маладняк» и «Узвышша» Язэп Пуща также был выслан в 1930 году, но дожил до своей реабилитации в 1956 году.

На выставке, которая проходит сейчас, можно взглянуть на вещи всех исчезнувших с оригинального снимка людей.

— Людзі нават могуць пагартаць матэрыялы з грузінскага КДБ. Адтуль у Беларусь перадалі «наблюдательное дело» за Дубоўкам, яно захоўваецца ў архіве Беларускага дзяржаўнага музея літаратуры і мастацтва, — рассказывает Павел Королев.

Среди экспонатов выставки — немало оригинальных материалов, связанных с личностью Янки Купалы. И классик, и его семья прошли через тяжелые испытания во времена репрессий. В конце 1920-х раскулачили маму и сестер Янки Купалы, многие произведения поэта запрещала цензура, за некоторые литератор отвечал в ОГПУ (позже — НКВД), рассказывают в музее. Под влиянием давления и допросов Янка Купала в 1930-м году даже пытался покончить жизнь самоубийством.

Помимо вещей репрессированных литераторов о том времени напомнят и вещи расстрелянных в Куропатах беларусов, найденные там в начале девяностых.

По первоначальному плану выставка «Страчаныя абліччы» должна экспонироваться до 2 ноября. Сотрудники рассчитывают, что ее продлят до 7 декабря.

Государственный литературный музей Янки Купалы, Национальный исторический музей Республики Беларусь, Государственный музей истории белорусской литературы, Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства, ОО «Белорусский музей имени Ивана Луцкевича» (Вильнюс, Литва).

Снежана Инанец, TUT.BY


Recommend to friends
  • gplus
  • pinterest

Дадаць каментар

E-mail is already registered on the site. Please use the увайсці форма or увядзіце іншы.

You entered an incorrect username or password

На жаль, вы павінны ўвайсці ў сістэму.